Selta
If you have no hope - invent (c)
08.09.2014 в 12:42
Пишет Diary best:

Кринолин.
Пишет Adelina3:

«Безъ кринолина нeтъ изящнаго туалета и нeтъ хорошей фигуры. Кринолинъ такъ привился къ современному костюму, что кажется и подумать нельзя обойдтись безъ него. Представьте себe широкiя и длинныя платья, не поддерживаемыя кринолином!..»
(«Модный магазин», 1862, № 8).


Franz Xavier Winterhalter. Императрица Евгения в окружении дам. 1855

Кринолин — изначально жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос (crinis+flax, волос+лён), позднее — жёсткая структура, предназначенная для придания юбке требуемой формы. В Англии кринолин стал известен с 1829 года. 4 июня 1840 года в Париже предприниматель Удино (Oudinot) зарегистрировал первый патент на эту ткань, получившую свое второе рождение. Дамы надевали такую юбку поверх корсета первой. Она чаще опускалась до колен или чуть ниже. Затем наступал черед остальных, материалом для которых служили белые хлопчатобумажные ткани. Вначале надевали простые юбки, обшитые несколькими рядами горизонтальных оборок. Последняя (то есть самая верхняя) нижняя юбка могла быть отделана вышивкой и кружевом.



К 1850 году этим словом обозначалась куполообразная присборенная юбка, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. В период 1851—1856 годов для летних кринолинов использовали лёгкие ткани, такие, как муслин и тарлатан; после 1852 в моду вошли la gaze cristal (переливчатые тафты, дамаск, парча, шёлк, сатин — ткани из нитей двух различных цветов, тканые одновременно). До 1856 года под верхней юбкой носили ещё 6 нижних юбок; их изготовление облегчилось с началом массового использования швейных машинок в 1857 году.



«Искусственные кринолины» на стальных обручах были введены с 1859 года; с ними произошёл отказ от нижних юбок. Юбки продолжали расширяться и кринолин уже не справлялся с поставленной задачей, появилась новая нижняя юбка, в которую вшивались обручи, сделанные из стали или китового уса. Она была удобнее прежнего кринолина и сохранила за собой его название. Такой кринолин шили из коленкора или шерстяной материи в полоску. С изнанки в десять или более рядов подшивалась тесьма шириною в палец. Между юбкой и тесьмой пропускались специально изготавливаемые для кринолинов стальные полосы, так называемые пружины.



Иногда изобретение кринолина в современном понимании связывают с французской императрицей Евгенией, якобы введшей его во время своей беременности; в действительности это лишь легенда. Кринолин придумал и в дальнейшем пропагандировал Чарлз Фредерик Ворт. Однажды его жена продала пару платьев с кринолином жене австрийского посла Паулине фон Меттерних, и императрицу заинтересовала идея, что позволило кринолину быстро войти в моду.



Как при дворе императрицы Евгении, так и при дворе королевы Виктории церемониал предписывал принятие «благородных» поз; кринолин предоставлял большие возможности для этого, а также позволял внешне соблюдать предписанную скромность (ширина определяла дистанцию).



Мастера постоянно разрабатывали новые конструкции кринолина. Парижский универмаг «le Bon Marché» в день своего открытия предложил покупательницам сразу 54 различные модели! В конце 1850-х годов обручи уже не вшивали в нижнюю юбку, а соединяли по вертикали лентами или тесьмой. Тонкие стальные пружины продергивались сквозь прорези в лентах и фиксировались заклепками. В России такие нижние юбки называли «кажами» (от англ. cage – «клетка»).



В моде кринолин был строго между лондонской выставкой 1851 года и Всемирной выставкой в Париже 1867 года. Кринолин зачастую становился объектом сатиры; его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина, его диаметр (до 180 сантиметров) мог создавать проблемы в проходе сквозь дверные проёмы. При падении или неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону, а конструкцию в целом было тяжело перевозить в багаже.



Пять стадий надевания кринолина.





Одной из обязанностей кондуктора омнибуса было придерживать рукой переднюю часть кринолина, пока леди протискивалась через дверь — иначе обручи поднимались и демонстрировали присутствующим ее нижнее белье. Когда леди карабкалась на империал омнибуса, джентльменам, сидевшим внутри, полагалось вежливо глядеть в другую сторону.





Кринолин являлся также неотъемлемой принадлежностью детского костюма. Не только девочки, но и маленькие мальчики, костюмчики которых можно было считать сшитыми по последней моде, носили небольшие кринолинчики. Хотя некоторые наиболее авторитетные модистки (впрочем, как и другие здравомыслящие люди) видели в этом злоупотребление кринолином.





Вот что можно прочитать в журналах того времени. «Юбки съ обручами, носящiя устаревшее названiе кринолинъ, все еще существуютъ и носятъ ихъ не только девочки, взрослыя женщины и старухи, но даже и маленькiе мальчики, подъ своими блузами и пальто! Бальныя платья делаются более и более широкими и такая поддержка необходима для нихъ, но для чего нужна она подъ детскою блузой, это остается неразгаданною тайной для всехъ. Кринолины маменекъ образуютъ сзади небольшой шлейфъ и очень не широки вверху. Детскiе делаются, по прежнему, на верху очень пышными» («Ваза», 1861, № 3, с. 35). «Кринолин вторгся даже в самые маленькие деревушки, где не осталось ни одной девочки-пастушки, которая не надевала бы его в свой выходной день» (Париж, 1862). Кроме того, многие жаловались, что кринолин совершенно маскирует истинную фигуру дамы.





Наконец, кринолин был опасен, так как его владелица не всегда могла отследить его края: например, в 1857 году корреспондент New York Times описал случай, в котором загорелась одежда вышедшей на улицу девушки. Под край её платья в кафе закатилась сигарета, но пожар не разгорелся из-за отсутствия кислорода, пока девушка не начала идти по улице. Прохожие помогли девушке, и никто не пострадал. В 1863 The Times сообщило о случае с Маргарет Деви, 14 лет, когда загорелось платье работавшей служанки, «растянутое на кринолине». Присяжные вынесли вердикт: «Смерть из-за несчастного случая, вызванного кринолином»; известны другие подобные случаи — например, смерть двух шестнадцатилетних служанок в 1863 году.



Известен, впрочем, и случай спасения кринолином жизни: в 1885 году Сара Энн Хенли (Sarah Ann Henley) прыгнула, после ссоры с любовником, с Клифтонского моста и выжила после падения с 75 метров, так как кринолин якобы смягчил падение, сыграв роль парашюта. Хотя вопрос, помог ли ей выжить именно кринолин, является предметом для споров, этот случай стал известной бристольской легендой.



Постепенно линия талии начала подниматься. В середине 1860-х годов параллельно существовали кринолины двух видов. Для повседневных платьев необходимы были совершенно круглые и маленькие нижние юбки. Их делали узкими у талии и постепенно расширяющимися к подолу, по форме напоминающими воронки. Кроме того, они были короче тех, которые надевали под нарядные и вечерние платья с хвостом. Кринолины, предназначенные для парадных туалетов, были шире, длиннее и выдавались сзади углом для поддержания шлейфа. Поверх такого кринолина надевалась белая перкалевая нижняя юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами.



Во второй половине 1860-х годов кринолины находились «под угрозой изгнания»: они постепенно уменьшались, а линия талии поднялась настолько, что современники невольно сравнивали свою моду с модой Первой империи. В конце 1860-х – начале 1870-х годов пояса нижних юбок даже снабдили помочами, которые помогали удерживать линию талии на должной высоте. В то время вопрос о существовании самого кринолина стоял достаточно остро. Журналы мод держали читательниц в постоянном напряжении, почти в каждом номере печатая предположения о дальнейшей судьбе этого элемента наряда.



В начале 1870-х годов популярность кринолина упала, и постепенно он уступил место турнюру. «Новейшiе кринолины делаются съ шнуровкой сзади, которая при стягиванiи шнурковъ образуетъ фижмы (paniers), въ распущенномъ же виде они имеютъ форму простаго кринолина. Иногда къ поясу кринолина пришивается турнюра, но большею частiю турнюра делается отдельно, пришивается къ особому поясу и надевается подъ юбку» («Модный магазин», 1868, № 13, с. 235).



Небольшие узкие кринолины из стальной проволоки продолжали носить вплоть до середины 1870-х годов, а затем они еще раз появились около 1880 года. В последний раз о кринолине заговорили в самом конце XIX столетия, в период «прекрасной эпохи», когда для формирования модного силуэта была предложена «новая» нижняя юбка из материи на конском волосе.


Erzsebet kiralyne photo Rabending.

В современности кринолин является деталью свадебного платья.

Материал из Википедии и статьи А. Приймака.

URL записи

Подборка | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Инфо для размышления, Фото