Интересно, что в детстве Николай Андреевич не проявлял особого рвения к музыке, его больше манили морские путешествия. Видимо, тут есть немалая заслуга старшего брата будущего композитора, контр-адмирала Воина Андреевича (он, кстати, упомянут в книге "Фрегат "Паллада" Гончарова). В письмах к старшему брату юный Коля часто просил рассказать об устройстве кораблей, объяснить специальные термины.
«... Скажи мне, сколько у тебя якорей и как они называются. Я знаю два названия: плехт и даглист. Да скажи мне, в каком ярусе степсы для мачты, скажи, сколько у тебя пушек на шхуне; я желаю знать, в каком ярусе находится у тебя машина, сколько у тебя штурманов и матросов, да напиши, пожалуйста, сколько на шхуне парусов... Скажи мне, отчего, когда корабль тонет, вода бьет из люков каскадом. Я это читал в описании крушения 74-пушечного корабля „Ингерманланд"».
Мальчик даже построил собственный маленький кораблик и плавал на нем по речке Тихвинке, протекавшей рядом с родовым поместьем.
В 13 лет Коля поступил в Морской кадетский корпус. Вскоре его брат Воин Андреевич был назначен преподавателем в корпус. Энергичный и целеустремленный, он часто брал кадетов в плавание, приучая их к суровой морской жизни. Спуску не давал никому, особенно младшему брату. Однажды одно из поручений чуть не закончилось трагически.
«Я стоял на вантах бизань-мачты в то время, как их стали стягивать, но так как тали были худы, то они лопнули. Я не держался, а лежал животом на вантах, ванты тряхнуло, и я полетел назад кувырком... и свалился в воду. Я ушел туда глубоко, сапоги налились водой и казались гирями, повешенными на ноги, так что я поднялся на аршин от поверхности, а дальше не мог... В это время подоспел катер, и меня поймали крючьями... Свалиться из-под марса — ведь это выше, чем с седьмого этажа».
Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Однако музыка всё больше и больше притягивала его, и свое свободное время Николай посвящал музыкальным занятиям. Растущее увлечение юноши заметили в семье и не одобряли его, но как говорится, чему быть того не миновать. В 17 лет Николай знакомится с Милием Балакиревым и становится участником его знаменитого композиторского кружка "Могучая кучка". С этого момента нет больше морского офицера, но есть замечательный композитор. Но как забыть то, чем жила душа. Нет, море никогда не оставит Николая, оно всегда будет присутствовать в его сочинениях.
Поистине Н.А.Римский-Корсаков - настоящий певец моря. Вслушайтесь в эту музыку, и вы увидите, как невыносимо яркое солнце поблескивает на морской поверхности, а упругие волны качают шхуну, на которой стремится навстречу приключениям отчаянный и смелый Синдбад. Или может быть, сам композитор?))
Оркестр Национальной Академии Св.Чечилии (Рим, Италия), дирижер - Юрий Темирканов.
По материалам www.rimskykorsakov.ru/