Вооружившись этими знаниями, я пришла получить удовольствие от спектакля. И не получила. Вернее, получила, но частично. Для начала расскажу о приятных впечатлениях. Меня поразили костюмы. Художнику удалось создать идеальный силуэт женского костюма для данного спектакля - "перевернутая рюмочка" (ну чтоб было понятно, берете пузатый бокал под коньяк и переворачиваете его вверх дном). Практически все женские костюмы сделаны с использованием этого силуэта. Это мне напомнило фарфоровые статуэтки или те маленькие фигурки барышень и кавалеров, которые танцуют в музыкальных шкатулках. Хочу еще отметить потрясающе стильный черный брючный костюм Оскарины, королевского лейб-медика. А как хороши пачки балерин с загнутыми кверху подолами или с анатомической точностью выполненные костюмы амуров (не волнуйтесь, неприличные места стыдливо прикрыты фиговыми листочками). И от всего этого великолепия так и веет ароматом французской кухни. Ммммм! Прибавьте к этому стильные, лаконичные декорации и атмосферный свет, не режущий глаз. Словом, постановка прекрасно "одета".
Чуть хуже она исполнена. Одна из больших проблем музкома - некачественный звук. Это проявляется и в микрофонных спектаклях, и в классических. Я прежде всего хочу слышать вокал, а не топот ног (к вопросу о том, нужны ли вообще "лягушки" на сцене). Но что касается сегодняшней "Синей Бороды", то у меня есть серьезные претензии не столько к звукорежиссеру, сколько к музыкальному руководителю постановки. Ну неужели невозможно проработать вокальные номера, которые в этой оперетте (как и в любой классической) играют первостепенную роль? Если классическая оперетта "не поется", то ставить ее бессмысленно. Это - один из законов оперетточного жанра. Однако, в пику солистам, хочу отметить высокопрофессиональную работу хора, который даже при обилии танцев, умудрялся хорошо петь и, не побоюсь этого слова, держал на своих плечах весь спектакль. Их было слышно, а вот солистов - не всегда. Кроме того, Синяя Борода постоянно "убегал", т.е. пел чуть быстрее, чем играл оркестр.
Впрочем, это всё мелкие брызги по сравнению с тем шоком, который я испытала в начале спектакля. Я шла в театр с убеждением, что буду смотреть историю про Синюю Бороду. Господитыбожемой! Всё-таки я до сих пор такая наивная чукотская девочка ))))) Представьте себе мое удивление, когда под звуки увертюры на сцене начали танцевать "Лебединое озеро", причем на декорациях, сильно напоминающих фасад Большого театра. А далее на сцене появился некий товарищ в рабочей спецовке и каске, громогласно объявил "Вася, давай!", и фасад Большого театра был разрушен огромным шаром. Потом всё действие представляло собой странную смесь сказки и реальности. На сцене появились разбитные девахи в костюмах малярш, которые чего только не выделывали: и орали, и распивали нечто, судя по всему водку, и махали малярными валиками, и показывали стриптиз. Некоторые из них впоследствии были художественно убиты тем самым товарищем в строительной каске, а их бездыханные тела старательно спрятаны в диван. И всё это происходило в параллель с основным действием оперетты Оффенбаха. Весь первый акт я мучилась от непонимания, что вообще происходит. В антракте не выдержала и побежала за программкой. Искренне советую всем, кто отважится прийти на оперетту "Синяя Борода", - обязательно купите программку, ибо без нее вы ничего не поймете. В ней всё настолько точно описано, что мне остается только смиренно припасть к ногам человека, который ее составлял, и благодарить-благодарить-благодарить. Оказывается, товарищ в спецовке - прораб Синебородов - и есть рыцарь Синяя Борода. Малярши - его жены, соответственно им убитые. Булотта - их предводительница, т.е. главная малярша. Король Бабеш - директор театра, в котором идет ремонт. Королева Клементина - примадонна. Пополани - главный балетмейстер. И так далее, и тому подобное. Вообщем, основная мысль постановки - показать "театр в театре". И всё бы хорошо, да вот только мне было не по себе. Уж больно много жизненной чернухи впихнули в этот спектакль. Чего стоят постоянные акценты на женских ногах, обнаженных "до печени", демонстрирование нижнего белья, нескончаемые намеки на "это" и т.д. Да конечно, уже в самом тексте либретто есть весьма фривольные шуточки, но ведь весь вопрос в том, каким способом их подать. Можно ведь тонко намекнуть, а тут тебе устраивают образцово-показательное выступление в духе русского разгулья, с ручным медведем, водкой и цыганами. Почти совсем, как выступления известной певицы Лэди ГаГа. Вполне приличный электро-поп, но весь перформанс держится на лифчике и труселях, ну и на общей фриковости, доведенной до предела. Кому-то сие нравится, лично мне - не очень. Чтоб было понятно, о чем я, вот видео с live-выступления Лэди ГаГа.
Мне вообще интересно, а остались ли еще мужчины, которых можно увлечь мимолетным мельканием коленки в разрезе строгой юбки, или проще раздеться догола сразу?
После спектакля я рубилась со своей коллегой, которая с пеной у рта доказывала, что постановка замечательная, режиссура модная, ваша покорная слуга (т.е. я


Короче говоря, режиссура спектакля мне показалась крайне сомнительной. Хотя не могу не признать ее актуальность. Именно сейчас, в эпоху тотального оболванивания людей и культивирования потребительского отношения к жизни, такие постановки обречены на успех. Для их понимания вобщем-то и не нужно уметь разбираться в литературе, театре, музыке или в искусстве вообще. Достаточно прийти в театр, и тебе покажут картинку. Картинка - вот сегодняшнее людское божество, и чем запутаннее она нарисована, тем больше шансов для ее автора прослыть модным. И обязательно - эпатаж! Поразите зрителя эпатажным трюком, добавьте по вкусу что-нибудь из окружающей вас действительности (ту самую жизненную чернуху), не углубляясь при этом внутрь проблемы, и ваш спектакль будет признан "европейским". Более того, такой спектакль заслужит почетное звание "авторской режиссуры".
Вот такая ботва, ребята! (с)
Причем, что самое обидное - в этой ситуации я себя чувствую консервированным мамонтом, ибо я человек с тонкой душевной организацией, мне все-таки хочется "потрудиться душой" или просто посмотреть смешную, но красивую сказку. В конце концов, в театр я привыкла ходить за волшебством, которое редко встретишь в обычной жизни. Видимо, пора менять привычки. А то как-то неудобно получается.
@музыка: тишина )))
@настроение: так себе
@темы: Размышлизмы, премьера, Свердловская музкомедия